Адрес Госэкотехинспекции г. Бишкек, ул. Ахунбаева 119 

Уважаемые посетители!

Директор Госэкотехинспекции

Вы можете написать письмо директору

Джунушев Джолдошбек Маликович

 

 

Вертикальное меню

40кадам

Пояснительная записка к отчету о среднесрочной стратегии бюджетных расходов Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при  Правительстве  Кыргызской Республики 

 

Настоящий документ является официальной среднесрочной охватывающей трехлетний период с 2020 г. по 2022 г. стратегией бюджетных расходов, которая включена в Основные направления Государственной инспекции по экологической и технической безопасности (далее – Госэкотехинспекция) при Правительстве  Кыргызской Республики. Основные направления Госэкотехинспекции, являются составной частью процесса подготовки бюджета на программной основе и составляются в соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики. 

Государственная инспекция по экологической и технической безопасности (далее – Госэкотехинспекциявыполняет контрольно-надзорные функции по следующим направлениям: 

  1. экологическая безопасность; 

  1. контроль и надзор за водными ресурсами и объектами;  

  1. контроль и надзор за использованием и охраной земель; 

  1. ядерная и радиационная безопасность; 

  1. охрана труда и трудовых отношений; 

  1. промышленная безопасность; 

  1. горный надзор и охрана недр; 

  1. архитектурно – строительный надзор; 

  1. энергетический надзор; 

  1. пожарный надзор; 

  1. контроль и надзор в сфере транспортной безопасности; 

  1.  метрологический надзор. 

Комплексное решение проблем пересекается со сферой ответственности других министерств и ведомств и органов местного самоуправленияТак, вопросы обеспечения защиты охраны окружающей природной среды, животного и растительного мира совместно с Государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства, вопросы использования природных ресурсов, обеспечения энергетической безопасности, горного надзора, промышленного надзора и контроля совместно с Государственным комитетом промышленности,  энергетики и недропользования, обеспечение пожарной безопасности совместно с Министерством чрезвычайных ситуаций, по вопросам метрологии с Министерством экономики, по вопросам охраны труда с Министерством труда и социального развития; сфера архитектуры и строительства совместно с Государственным агентством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, охраны водных ресурсов и объектов совместно с Министерством сельского хозяйства, мелиорации и перерабатывающей промышленности, вопросы транспортной безопасности совместно с Министерством транспорта и дорог, по вопросам контроля и охраны земель совместно с Министерством сельского хозяйства, мелиорации и перерабатывающей промышленности, Государственной регистрационной службой 

На 2018 год структура ГИЭТБ включает в себя: центральный аппарат и 21 региональных управлений по всей республике. Центральный аппарат состоит из 12 управлений, 7 отделов и 1 состоятельного сектораОбщая численность сотрудников ГИЭТБ – 768 человек, из них в центральном аппарате – 187, в региональных управлениях – 581, с учетом МОП, ТОП. Вместе с тем, в системе ГИЭТБ, отмечается недостаточно оснащенная материально-техническая база, нехватка инспекторов, постоянная текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой, недостаточный потенциал инспекторов для применения достижений современных технологий и инноваций. 

 

Стратегические цели и задачи ГИЭТБ 

Деятельность ГИЭТБ направлена на достижение главной стратегической цели «Рост через безопасность» - то есть обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды и предупреждение негативных последствий посредством государственного контроля и надзора, а также способствование развитию экономики и улучшению инвестиционного климата на благо всего населения Кыргызстана. 

Для достижения основной стратегической цели ГИЭТБ выполняет следующие основные задачи, ориентированные по стратегическим отраслевым направлениям развития: 

  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, технических регламентов по механической, сейсмической, транспортной, пожарной, экологической, водной, промышленной, энергетической, биологической, химической и радиационной безопасности в отношении продукции (объектов) и/или связанных с ней процессов производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, использования, реализации, захоронений, размещений и утилизации, измерения. 

  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, технических регламентов в области экологической и технической безопасности; 

  • надзор за обеспечением соблюдения трудовых прав граждан, а также требований охраны труда; 

  • Обеспечение исполнения обязательств по международным соглашениям в пределах своей компетенции; 

  • Защита интересов государства и всех участников гражданско-правовых отношений в области экологической и технической безопасности; 

  • Снижение степени рисков у хозяйствующих субъектов. 

 

Указанные направления развития рассматриваются в качестве приоритетных на среднесрочный период. На их основе ГИЭТБ реализует 3 программы бюджетных расходов: 

Программа 1. Планирование, управление и администрирование. 

Программа 2. Мониторинг и контроль экологической безопасности. 

Программа 3. Мониторинг и контроль технической безопасности. 

 

Программа 1 «Планирование, управление и администрирование» 

Цель программы: координирование и формирование условий для эффективной работы ГИЭТБ. Программа охватывает административные подразделениянаправленные на обеспечение деятельности ГИЭТБ 

Ожидаемые результаты - повышение уровня доверия населения к деятельности ГИЭТБ, достижение индикаторов результативности по другим бюджетным программам. 

Бюджетные меры в рамках программы: 

  1. Обеспечение общего руководства, которая включает руководство Центрального аппарата и региональных представительств и направлена на организацию, координацию и контроль деятельности ГИЭТБ; 

  1. Обеспечение финансового менеджмента и учетанаправленная на планирование, своевременное финансирование, и учет использования бюджетных средств в системе ГИЭТБ;  

  1. Управление человеческими ресурсаминаправленная на соблюдение норм нормативных правовых актов в сфере регулирования трудовой деятельности и государственной службы, повышение квалификации сотрудников, проведение кадровой политики;  

  1. Правовая поддержка, направленная на предоставление юридической и правовой помощи по системе ГИЭТБ; 

  1. Поддержание связей с общественностью, направленная на обеспечение прозрачности и взаимодействия с гражданским обществом;   

  1. Поддержание внешних связей, направленная на осуществление сотрудничества с различными организациями (в том числе международными) в области экологической и технической безопасности; 

  1. Организация деятельности и службы обеспечения, которая включает технический и младший обслуживающий персонал; 

  1. Обеспечение мониторинга, анализа и стратегического планирования. 

 

По административной программе ГИЭТБ проведена следующая работа: 

  • Особое место в противодействии коррупции на ведомственном уровне занимает внедрение системы внутренней антикоррупционной политики. Параллельно с реализацией вышеназванного Плана сектором противодействия коррупции разработан и утвержден приказом директора Госэкотехинспекции №02-7/34 от 06.02.2018 года внутренний План по реализации антикоррупционной политики на 2018 годВ рамках реализации данного Плана ведется тесная работа и взаимодействие с межрегиональными и структурными подразделениями Госэкотехинспекции. 

  • В целях проведения антикоррупционных мероприятий, а также налаживания диалога с гражданским сообществом, общественными организациями, государственными органами и органами местного самоуправления, в МРУ Госэкотехинспекции проведены 15 «круглых столов» на тему противодействия проявлениям коррупции при осуществлении контрольно-надзорных функций инспекторами МРУ. 

  • В целях пресечения использования инспекторов в качестве инструмента политической борьбы, личных интересов политиков, отдельных должностных лиц вышестоящих органов в МРУ Госэкотехинспекции проведены 9 аппаратных совещаний-тренингов с участием должностных лиц государственных органов власти, ОМСУ и гражданского сектора. 

  • В некоторых МРУ утверждены Планы по реализации антикоррупционных мероприятий, проводятся антикоррупционные форумы в регионах с участием руководителей управлений Госэкотехинспекции, ОМСУ, представителей гражданского сектора и независимых активистов, граждан на местах по обсуждению антикоррупционных мер, периодически размещается информация о коррупционных проявлениях на местах в местных СМИ, интернет-изданиях.  

  • По полученным данным во всех МРУ работают «телефоны доверия» и  функционируют «общественные приемные», которые позволяют своевременно реагировать на обращения граждан и давать мотивированные ответы. 

  • пресс-служба тесно сотрудничала с представителями СМИ.  Вся  деятельность, проверки, выявленные нарушения и результаты проверок Госэкотехинспекции были доступны для общественности. За 12 месяцев 2018 года опубликовала 280 видеометериалов в таких телеканалах как: ОТРК, ЭЛТР, СТВ, Пирамида, НТС,New тв, Мир, ON1, 5-канал, Азия тв, NEXT.TV. Организовали прямые эфиры с участием наших инспекторов на телевизионные передачи “Озоктуу маселе”, «Кундун темасы», «Кун маек», “Социум”, “Объектив”. Также прямые эфиры были организованы на радио Спутник-Кыргызстан, Биринчи Радио, радио Марал, радио Азаттык, Европа плюс  и ВВС. Информационные сайты как, Акипресс, Тазабек, Турмуш, 24.kg, Вести Бишкек, Азаттык, Спутник, Кабар,Кабарлар, K-newsЗаман, Супер.kg, Tez-news, Вечерний Бишкек(сайт) были в тесном сотрудничестве с Пресс-службой, что позволило полноценно и объективно отражать в СМИ, проделанную работу Госэкотехинспекции  за 12 месяцев. Было опубликована порядка 653 статей. Пресс-служба Госэкотехинспекции с участием 52 представитей разных СМИ ( телевидения, радио, информационные сайты) Кыргызстана, организовала пресс-тур по пансионатам и зонам отдыха  Иссык-Кульской области на подготовку к летнему туристическому сезону. Пресс-служба составила график проверок на основании медиа-плана для всех управлений центрального и межрегионального управления. Официальный сайт Госэкотехинспекции www.geti.gov.kg частично обновляется. Также функционирует режим online  опрос о деятельности Госэкотехинспекции. Кроме того, ежедневно публикуется порядка 10 материалов на  страничке Пресс-секретаря Анары Мамбеталиевой и Зумумбе кызы Каныкей в  Facebook  все новости связанные с деятельностью Госэкотехинспекции. 

  • В целях проведения антикоррупционных мероприятий, а также налаживания диалога с гражданским сообществом, общественными организациями, государственными органами и органами местного самоуправления, в МРУ Госэкотехинспекции проведены 15 «круглых столов» на тему противодействия проявлениям коррупции при осуществлении контрольно-надзорных функций инспекторами МРУ. 

 

 

Программа 2 «Мониторинг и контроль экологической безопасности» 

Экологическая безопасность, как составная часть национальной безопасности страны, является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем. 

Целью данной программы является обеспечение высокого уровня экологической безопасности в Кыргызской Республике.  

Ожидаемые результаты реализации программы в среднесрочном периоде -  благоприятные условия для жизни граждан посредством обеспечения экологической безопасности, использования земельного фонда по целевому назначению, бережного использования и охраны водных ресурсов, сохранения экосистем и биоразнообразия. 

В настоящее время Кыргызская Республика подвержена вызовам и угрозам экологической безопасности, основа которых заключается в глобальных климатических изменениях, проблеме загрязнения окружающей среды, уменьшении природоемкости основных видов деятельности человека.  

Анализ состояния окружающей среды показывает, что в настоящее время, в экономике страны применяются, в основном, технологии, приводящие к деградации окружающей среды и ухудшению среды обитания в целом. Природные ресурсы деградируют, растет загрязнение окружающей среды, наблюдается утрата биологического разнообразия. Все это сокращает способность экологических систем к самовосстановлению. 

На состояние окружающей среды влияют, прежде всего, хозяйствующие субъекты. Существующий в стране механизм ценообразования использования природных ресурсов не учитывает негативные издержки, и, тем самым, не ставит экономические ограничения на чрезмерное использование природных ресурсов. Другим фактором, влияющим на окружающую среду, является прогрессирующая урбанизация территорий, которая ведет к значительному росту загрязнения воздуха выбросами от стационарных источников и автомобильного транспорта, деградации земельных ресурсов, накоплению твердых бытовых отходов, росту количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Растет проблема доступности к качественной питьевой воде и адекватным системам очистки хозяйственно-бытовых стоков. 

Атмосферный воздух в стране теряет своё качество, в основном, в больших городах. Распространенная практика уплотнения застроек домов приводит к ухудшению вентиляции городских территорий. За последние годы более чем на 10 % сократились зеленые городские зоны. Основными круглогодичными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, и частный сектор в зимнее время. По экспертной оценке более 87 % основных загрязняющих веществ поступает в атмосферный воздух от передвижных источников. 

За длительный период хозяйственной деятельности на территории Кыргызской Республики скопилось порядка 115 млн. тонн отходов производства и потребления. До сих пор не решены вопросы экологически безопасного размещения твердых бытовых отходов, их утилизации или вторичного использования. Существующая система управления отходами не эффективна, действующие свалочные полигоны не отвечают требованиям экологической и санитарной безопасности, и сами являются источниками вторичного загрязнения окружающей среды. Процессам необратимой деградации биологических ресурсов в районах добычи и переработки полезных ископаемых способствует образование и накопление огромного количества промышленных отходов, содержащих, в том числе и высокотоксичные вещества. 

Серьезную угрозу представляют хвостохранилища вследствие своей слабой защищенности от стихийных бедствий, например, оползней, их близости к основным водным артериям региона, населенным пунктам и государственным границам.  

В республике все более интенсивно используются химические вещества, включая пестициды, промышленные вещества и вещества потребительского назначения. Сложившаяся ситуация напрямую влияет на здоровье населения и окружающую среду. Использование минеральных удобрений и пестицидов способствует загрязнению земельных и водных ресурсов.  

Имеются факты самовольного занятия земель, порчи и нецелевого использования, нарушение норм использования земель водного фонда, невыполнение субъектами предпринимательства обязательств по рекультивации земель. Чрезмерная антропогенная нагрузка, увеличение за последние годы количества выпасаемого скота, неправильное, бессистемное использование приводят к деградации пастбищ и ежегодному уменьшению их площади 

Деградация земельных ресурсов и обезлесение приводят к потере биоразнообразия. Резкое изменение местообитаний и прямое изъятие растений и животных из природы привели к исчезновению 11 видов и поставили под угрозу исчезновения других видов. Красная Книга Кыргызской Республики (2007 год) включает 207 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Из-за высокого экономического интереса многие биологические ресурсы на уровне гена, вида и экосистемы в настоящее время находятся под угрозой изменения, повреждения или утраты. В последние годы резко обострилась проблема сохранения ихтиофауны, качественный состав которой изменился, а ее численность резко уменьшилась, особенно эндемичных видов рыб. 

В связи с вышеизложенными проблемами, деятельность ГИЭТБ направлена на обеспечение экологической безопасности в Кыргызской Республике посредством проведения проверок хозяйствующих субъектов на соблюдение норм и требований по выбросу вредных, загрязняющих экологию веществ, а также осуществление государственного контроля и надзора за: 1) охраной растительного и животного мира, 2) радиационной и ядерной безопасностью, 3) целевым использованием земель; 4) охраной  водных ресурсов и недр.   

 В рамках программы «Мониторинг и контроль экологической безопасности» реализуются следующие бюджетные меры: 

  1. государственный контроль охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, использования и охраны биоресурсов, химической безопасности, которая реализуется Управлением экологической безопасности ГИЭТБ; 

  1. осуществление надзора и контроля за использованием водных ресурсов и объектов, которая реализуется управлением по контролю и надзору за водными ресурсами и объектами ГИЭТБ; 

  1. осуществление надзора, контроля и охрана земель, которая реализуется Управлением государственного контроля и надзора за использованием и охраной земель ГИЭТБ;  

  1. осуществление надзора и контроля за радиоактивными и ядерными материалами и объектамикоторая реализуется Управлением по ядерной и радиационной безопасности ГИЭТБ. 

Ниже приведен краткий анализ текущей ситуации по вопросам обеспечения государственного контроля и надзора по вышеперечисленным экологическим компонентам. 

543,1. Бюджетная мера: Государственный контроль охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, использования и охраны биоресурсов, химической безопасности. 

Экологическая безопасность, как составная часть национальной безопасности страны, является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем. 

Ожидаемые результаты реализации программы в среднесрочном периоде -  благоприятные условия для жизни граждан посредством обеспечения экологической безопасности, использования земельного фонда по целевому назначению, бережного использования и охраны водных ресурсов, сохранения экосистем и биоразнообразия. 

В настоящее время Кыргызская Республика подвержена вызовам и угрозам экологической безопасности, основа которых заключается в глобальных климатических изменениях, проблеме загрязнения окружающей среды, уменьшении природоемкости основных видов деятельности человека.  

Анализ состояния окружающей среды показывает, что в настоящее время, в экономике страны применяются, в основном, технологии, приводящие к деградации окружающей среды и ухудшению среды обитания в целом. Природные ресурсы деградируют, растет загрязнение окружающей среды, наблюдается утрата биологического разнообразия. Все это сокращает способность экологических систем к самовосстановлению. 

На состояние окружающей среды влияют, прежде всего, хозяйствующие субъекты. Существующий в стране механизм ценообразования использования природных ресурсов не учитывает негативные издержки, и, тем самым, не ставит экономические ограничения на чрезмерное использование природных ресурсов. Другим фактором, влияющим на окружающую среду, является прогрессирующая урбанизация территорий, которая ведет к значительному росту загрязнения воздуха выбросами от стационарных источников и автомобильного транспорта, деградации земельных ресурсов, накоплению твердых бытовых отходов, росту количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Растет проблема доступности к качественной питьевой воде и адекватным системам очистки хозяйственно-бытовых стоков. 

Атмосферный воздух в стране теряет своё качество, в основном, в больших городах. Распространенная практика уплотнения застроек домов приводит к ухудшению вентиляции городских территорий. За последние годы более чем на 10 % сократились зеленые городские зоны. Основными круглогодичными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, и частный сектор в зимнее время. По экспертной оценке более 87 % основных загрязняющих веществ поступает в атмосферный воздух от передвижных источников. 

За длительный период хозяйственной деятельности на территории Кыргызской Республики скопилось порядка 115 млн. тонн отходов производства и потребления. До сих пор не решены вопросы экологически безопасного размещения твердых бытовых отходов, их утилизации или вторичного использования. Существующая система управления отходами не эффективна, действующие свалочные полигоны не отвечают требованиям экологической и санитарной безопасности, и сами являются источниками вторичного загрязнения окружающей среды. Процессам необратимой деградации биологических ресурсов в районах добычи и переработки полезных ископаемых способствует образование и накопление огромного количества промышленных отходов, содержащих, в том числе и высокотоксичные вещества. 

Серьезную угрозу представляют хвостохранилища вследствие своей слабой защищенности от стихийных бедствий, например, оползней, их близости к основным водным артериям региона, населенным пунктам и государственным границам.  

В республике все более интенсивно используются химические вещества, включая пестициды, промышленные вещества и вещества потребительского назначения. Сложившаяся ситуация напрямую влияет на здоровье населения и окружающую среду. Использование минеральных удобрений и пестицидов способствует загрязнению земельных и водных ресурсов.  

Имеются факты самовольного занятия земель, порчи и нецелевого использования, нарушение норм использования земель водного фонда, невыполнение субъектами предпринимательства обязательств по рекультивации земель. Чрезмерная антропогенная нагрузка, увеличение за последние годы количества выпасаемого скота, неправильное, бессистемное использование приводят к деградации пастбищ и ежегодному уменьшению их площади.  

Деградация земельных ресурсов и обезлесение приводят к потере биоразнообразия. Резкое изменение местообитаний и прямое изъятие растений и животных из природы привели к исчезновению 11 видов и поставили под угрозу исчезновения других видов. Красная Книга Кыргызской Республики (2007 год) включает 207 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Из-за высокого экономического интереса многие биологические ресурсы на уровне гена, вида и экосистемы в настоящее время находятся под угрозой изменения, повреждения или утраты. В последние годы резко обострилась проблема сохранения ихтиофауны, качественный состав которой изменился, а ее численность резко уменьшилась, особенно эндемичных видов рыб. 

В связи с вышеизложенными проблемами, деятельность ГИЭТБ направлена на обеспечение экологической безопасности в Кыргызской Республике посредством проведения проверок хозяйствующих субъектов на соблюдение норм и требований по выбросу вредных, загрязняющих экологию веществ, а также осуществление государственного контроля и надзора за: 1) охраной растительного и животного мира, 2) радиационной и ядерной безопасностью, 3) целевым использованием земель; 4) охраной  водных ресурсов и недр.   

 

543,2. Бюджетная мера: Осуществление надзора и контроля за использованием водных ресурсов и объектов. 

  Деятельность Управления по контролю, надзору за водными ресурсами и объектами Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики осуществляется с 26 марта 2015 года  приказом по  Госэкотехинспекции № 02-ДСП. За отчетный период  направлена на достижение главной цели – осуществление государственного надзора, контроля за обеспечением соблюдения норм и требований Водного законодательства  Кыргызской Республики. 

Кыргызская Республика располагает значительными запасами водных ресурсов. Общий объем имеющихся запасов воды в Кыргызстане составляет по оценкам 2458 куб. км, включая 650 куб. км воды (26,4%), хранящейся в ледниках, 1745 куб. км в озерах (71%), а также 13 куб. км потенциальных запасов подземных вод (0,5%) и от 44,5 до 51,9 куб. км среднегодового речного стока (2%).  

Водные ресурсы Кыргызстана обладают рядом существенных отличий. Вода ничем не заменима, находится в постоянном движении. Ее количество и качество непрерывно меняются от сезона к сезону и от года к году. Высокогорная зона гор Кыргызской Республики играет жизненно важную роль, как естественный конденсатор влаги не только для территории нашей страны, но и для всего региона Центральной Азии. 

Значительная часть забираемых вод теряется при использовании, из-за неудовлетворительного технического состояния ирригационных и водораспределительных систем,  износа оборудования,  отсутствия водосберегающих технологий и бессточных систем водоснабжения. 

В последние годы в связи с глобальными процессами изменения климата возросла угроза сокращения ледников. В перспективе к 2025 году, площади оледенения в нашей стране могут сократиться в среднем на 30- 40%, что приведет к уменьшению водности на 2,25-35%. 

Существующая инфраструктура водоотведения и питьевого водоснабжения в Кыргызстане также находится в критическом состоянии, и большая часть централизованных систем водоснабжения страны функционируют неэффективно. Для восстановления и поддержания ирригационных сетей необходимо инвестиций порядка 946,7 – 2 208,9 млн сомов. 

Кыргызская Республика сталкивается с целым рядом вызовов и проблем в области управления водными ресурсами, которые должным образом не решаются существующими ведомствами и организациями с помощью имеющихся экономических инструментов, или не могут быть решены за счет имеющихся у отрасли доходов. 

На территории Кыргызстана формируются 2044 рек длиной более 10 км. Наиболее протяженными реками являются — река Нарын, Чу и Чаткал. К числу наибольших озер относятся — озеро Иссык-Куль, Сон-куль, Чатыр-куль и красивейшее озеро Сары- Челек. 

Анализ текущей ситуации водных ресурсов и объектов в Кыргызской Республики и риски.  

Одним из главнейших природных богатств Кыргызской Республики являются водные ресурсы. Недостаток питьевой и поливной воды в условиях жаркого засушливого климата всегда определяло роль водных ресурсов как ценнейшего природного блага и важнейшего условия жизнедеятельности человека. В Республике имеется более 3500 рек, которые принадлежат семи основным бассейнам рек - Сырдарья, Амударья, Чу, Талас, Или, Тарим и озеро Иссык-Куль. Основной сток главных артерий бассейна Аральского моря формируется в основном на территории Кыргызстана - река Сырдарья (80%) и Таджикистана - река Амударья (83%). В соответствии с положениями межгосударственного водопользования, установленными в советское время, Кыргызстану причиталось 11,9 км2 воды из 47,2 км3 или 25% от стока, формирующегося на территории республики, остальной объем воды (за исключением рек Иссык-Кульской зоны) уходит за его пределы сопредельным государствам. Из общего объема забираемой воды республикой 90% используется сельским хозяйством, 7% промышленностью и 3% прочими потребителями, включая и водоснабжение населения. Действующие оросительные системы обеспечивают подачу воды на площадь более 1 млн. га орошаемых земель. В настоящее время по уровню технического оснащения оросительные системы выглядят следующим образом: 

• инженерные с обслуживаемой площадью 429 тыс. га; 

• полуинженерные с обслуживаемой площадью 367 тыс. га; 

• неинженерные с обслуживаемой площадью 271 тыс. га. 

На территории Кыргызской Республики в общем количестве  зарегистрировано 750 озер, водоемов и водохранилищ. Их площадь составляет 6836 км2,  3,4 % от общей территории республики и при этом объем воды составляет 1742,921 кмили 17,43 млрд. м3. 

 

Из них большие озера: 

 

Название озера 

Местоположение 

Объем воды  (км3) 

Общая площадь (км2) 

1 

Ысык-Кол 

Ысык-Кол 

1738 

6236 км2, 

2 

Сон-Кол 

Нарын 

2,64 

278 км2, 

3 

Чатыр Кѳл 

Чатыр-Кѳл 

0,85 

170,6 км2, 

4 

Сары-Челек 

Кара-Суу 

0,483 

4,92 км2, 

5 

Мерцбахер 

Сары-Жаз 

0,129 

4,5 км2, 

6 

Кол-Суу 

Какшаал 

0,338 

4,5 км2, 

7 

Кара-Суу 

Кара-Суу 

0,223 

4,2 км2, 

8 

Кулун 

Тар 

0,118 

3,25 км2, 

9 

Кол-Үкок 

Кочкор 

0,14 

1,22 км2. 

 

Крупные водохранилища:  

 

Название водохранилища 

Бассейн реки 

Объем воды  (млн. м3) 

Общая площадь (км2) 

1 

Токтогул 

Нарын 

19500,0 

525,0 км2, 

2 

Кара-Буура 

Талас 

570,0 

26,5 км2, 

3 

Орто-Токой 

Чуй 

470,0 

26,0 км2, 

4 

Курп-Сай 

Нарын 

370,0 

54,6 км2, 

5 

Папан 

Ак-Буура 

260,0 

7,1 км2, 

6 

Торт-Кол 

Исфара 

90,0 

6,6 км2, 

7 

Уч-Коргон 

Нарын 

52,5 

4,0 км2, 

8 

Найман 

Абшир-Сай 

41,5 

3,2 км2, 

9 

Ала-Арча 

Ала-Арча 

131,2 

9,55 км2, 

10 

Базар – Коргон 

Тентек-Сай 

22,5 

2,8 км2. 

 

Государственный ирригационный фонд по МСХиМ Кыргызской Республики состоит из следующих: 

 

Государственный ирригационный фонд составляет межхозяйственные каналы протяженностью 

5817,0 км 

Гидротехнические сооружения на ирригационной сети 

7158 единиц 

Гидропосты на ирригационной сети 

 

2884 единиц 

Коллекторно-дренажные сети протяженностью 

 

1184,4 км 

Гидротехнические сооружения на коллекторно-дренажной сети 

135 единиц 

Крупные водохранилища 

 

33 единиц 

Общей емкостью 

 

1680,9 млн. м/3 

Бассейны суточного регулирования 

 

50 единиц 

Бассейны декадного регулирования 

 

10 единиц. 

 

 

В Кыргызской Республике имеются государственные, хозяйствующие объекты и субъекты предпринимательства, которые подлежат контролю и надзору со стороны Госэкотехинспекции при ПКР: 

1.МП Водоканал – 31 объектов; 

2.По югу 4036 скважин и по северу 10046 скважин (использования подземных минеральных и термальных вод); 

3.БУВХ (бассейновое управление водного хозяйства) – 7 объектов; 

4.РУВХ (районное управление водного хозяйства) – 40 объектов; 

5.РОП АВП (районный отдел поддержки ассоциации водопользователей) –         40 объектов; 

6.ФАВП (федерация ассоциация водопользователей) – 31 объектов; 

7.АВП (ассоциация водопользователей) – 430 объектов; 

8.СООППВ МСУ (сельские общественные объединения потребителей питьевой воды местного самоуправления) – 474 объектов. 

На указанных выше гидропостах осуществляется технологический учет воды, с целью которого является подсчет баланса воды по системам каналов и проведение внутриведомственного контроля за их исполнением. 

Кроме этого, на гидропостах каналов меньшего порядка, подающих воду водопользователям, осуществляется коммерческий учет воды. Подача воды и учет на этих гидропостах осуществляется совместно инженерно-техническим персоналом районных управлений водного хозяйства и водопользователями Ассоциаций водопользователей.     

 

 

543,3Бюджетная мера: Осуществление надзора, контроля и охрана земель 

Государственный надзор и контроль за использованием и охраной земель осуществляется ГИЭТБ посредством обеспечения надзора за соблюдением норм и требований земельного законодательства Кыргызской Республики.  

Почва – основа для получения урожая сельскохозяйственных культур. Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов является одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания человека с использованием одного из ценнейших даров природы – почвы, ее плодородия.  

Непродуманная экономическая политика, бессистемное использование земель в условиях отсутствия четкого эколого-экономического обоснования развития аграрного сектора приводит к снижению площадей наиболее ценных сельскохозяйственных угодий, а резкое сокращение инвестиций в мелиорацию, химизацию, противоэрозионные мероприятия снижает продуктивность земель. В результате, безответственное отношение к земле, ее плодородию способствует распространению водной эрозии и дефляции, заболачиванию, засолению и осланцеванию почв, а в некоторых районах – процессам опустынивания, что в итоге оказывает существенное влияние на ухудшение технологических характеристик пахотных земель, приводит к их выведению из сельскохозяйственного оборота. Игнорирование экологических факторов в аграрном землепользовании приводит к созданию экономически неэффективной системы землепользования и экологически несбалансированных Агро- ландшафтов.  

В настоящее время, земельные преобразования в области охраны земель идут с нарушениями их научно обоснованной концепции, часто без учета зональных особенностей конкретной территории. Имеются факты самовольного занятия земель, порча и нецелевое использование, несвоевременного возврата временно занимаемых земель, нарушение норм использования пастбищ, земель водного фонда, невыполнение субъектами предпринимательства обязательств по рекультивации земель. Также имеются нарушения норм по предоставлению земель историко культурного наследия и многие другие нарушения Земельного законодательства Кыргызской Республики.  

Помимо проведения проверок, инспектора принимают участие в совместных выездах с местными органами прокуратуры и органами местного самоуправления, в комиссиях и рабочих группах по курируемым направлениям. В превентивных целях проводятся разъяснительные работы с  населением, проводятся семинары, круглые столы, выступления в СМИ.  

Однако, на сегодняшний день контроль и надзор за использованием и охраной земель осуществляется всего 48 инспекторами, которые физически не успевают проводить постоянный контроль. В одном территориальном подразделении работают 1-2 инспектора, которые курируют несколько районов и городов.  

За  2018 год по надзору, контролю за использованием и охраной земель проведено 1515  проверок на площади земли 296,215 тыс. га, при этом выявлено 2610 нарушений земельного законодательства, выдано 994 предписаний, 479 протоколов, 474 постановлений на общую сумму – 4,921,000 тыс.сомов, из них взыскано – 3,773,200 тыс. сомов. За порчу земель предъявлено исков на сумму 4,546,726 тыс.  сомов, из них взыскано 1,915,300 тыс.сомов, с учетом 2016-2017 гг. На возмещение потерь сельскохозяйственного производства предъявлено 120,945,662 млн. сомов, их них взыскано 118,524,707 млн.сомов, с учетом 2015-2017 года. За 2018 год передано в правоохранительные органы 207  материалов. 

Помимо проведения проверок, инспектора принимают участие в совместных выездах с местными органами прокуратуры и органами местного самоуправления, в комиссиях и рабочих группах по курируемым направлениям. В превентивных целях проводятся разъяснительные работы с  населением, проводятся семинары, круглые столы, выступления в СМИ.  

Однако, на сегодняшний день контроль и надзор за использованием и охраной земель осуществляется всего 48- инспекторами, которые физически не успевают проводить постоянный контроль. В одном территориальном подразделении работают 1-2 инспектора, которые курируют несколько районов и городов.  

 

 

543,4. Бюджетная мера: Осуществление надзора и контроля за радиоактивными и ядерными материалами и объектами  

Радиационная опасность для населения и всей окружающей среды связана с появлением ионизирующих излучений (далее - ИИ), источником которых являются искусственные радиоактивные химические элементы (радионуклиды). Радионуклиды могут попадать в окружающую среду в результате аварий на радиационно-опасных объектах (хвостохранилища и др. объектов ядерного топливного цикла (далее  ЯТЦ), усиливая радиационный фон земли. При ионизации организма нарушаются обменные процессы, нормальное функционирование нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой и др. систем, что негативно отражается на здоровье населения.  Элементы технических устройств, особенно радиоэлектронной аппаратуры, при ионизации теряют или изменяют свои свойства и параметры, а при сильном облучении могут выйти из строя.  

В Кыргызстане, как и во многих горных странах, развита горнодобывающая промышленность, в том числе уранодобывающая. Технологической особенностью этого типа предприятий являются горные отвалы и хвостохранилища (в них заскладировано 5 миллионов кубических метров отходов, образовавшихся от переработки свинцовых руд – радиоактивный торий), содержащие в различных концентрациях добываемые химические вещества и соединения, зачастую представляющие угрозу для здоровья людей и окружающей среды. Риски этих угроз многократно возрастали, когда горные отвалы и хвостохранилища обслуживались не на должном уровне, а их безопасности угрожали землетрясения, оползни, сели и наводнения. За последние годы состояние большинства хвостохранилищ серьезно ухудшилось. Они не отвечают современным стандартам безопасности. Расположение таких объектов вблизи трансграничных водных артерий порождает экологические проблемы для приграничных территорий соседних государств. 

Первостепенной задачей управления радиационной и ядерной безопасности – обеспечение физическими и юридическими лицами, государственными объектами и субъектами предпринимательства принятия примитивных мер по обеспечению радиационной безопасности населения и окружающей природной среды. 

За отчетный период, Управлением совместно с Межрегиональными управлениями Госэкотехинспекции проведена 57 проверок из них: 3 внеплановых и 6 обследований на предмет радиационной и ядерной безопасности.  Также проведены 8 межведомственных комиссий 

 За 2018 год Управлением организовано и осуществлено обучение 78 государственных инспекторов по линии МАГАТЭ, Росатом, Министерство энергетики США и другие международные организации.  

В рамках программы технического сотрудничества МАГАТЭ, за 2016-2017гг. разработан, представлен и защищен проект ГИЭТБ KIG9006 на 2018-2019гг. С осуществлением Кыргызской Республикой оплаты 5% долевого участия в реализации национального проекта официально начата реализация проекта с началом 2-квартала 2018г. 

 

 

Программа 3«Мониторинг и контроль технической безопасности» 

Целью данной программы является достижение высокого уровня технической безопасности в Кыргызской Республике. 

Ожидаемыми результатами реализации программы в среднесрочном периоде являются сокращение нарушений в работе энергосистемы, снижение количества несчастных случаев, устранение нарушений в области технической безопасности и предотвращение аварий и производственного травматизма.  

Текущая ситуация и проблематика: 

В целях привлечения к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях, за 2018 год в установленном порядке было оштрафовано 271 должностных лиц организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом общая сумма наложенных штрафов составила 2 млн 109 тыс. сомов, взысканных – 2 млн. 30 тыс. сом. 

При этом за 2018 год зарегистрировано 77 несчастных случая. В том числе пострадавших 77 человек, из них: со смертельным исходом – 28, с возможным инвалидным исходом – 47, с легким 3.  

Наиболее характерными являются несчастные случаи с тяжелым исходом, в основном в промышленности, горнодобывающей отрасли, строительстве и на транспорте. 

 

Бюджетные меры в рамках программы «Мониторинг и контроль технической безопасности»: 

  1. охрана труда и трудовых отношений, которая реализуется отделом охраны труда и трудовых отношений;  

  1. обеспечение промышленной безопасности, которая реализуется отделом по промышленной безопасности; 

  1. осуществление горного надзора, которая реализуется управлением горного надзора и охраны недр; 

  1. рациональное использование недркоторая реализуется управлением горного надзора и охраны недр;  

  1. обеспечение качества и надёжности строящихся и реконструируемых зданий и сооружений, которая реализуется управлением архитектурно-строительного надзора;  

  1. расследование технологических нарушений в энергосистеме и несчастных случаев электрического травматизма, которая реализуется управлением энергетического надзора; 

  1. осуществление надзора и контроля за исполнением требований, норм и правил пожарной безопасности, которая реализуется управлением пожарного надзора; 

  1. осуществление контроля и надзора в сфере транспортной безопасности, которая реализуется отделом по контролю и надзору в сфере транспортной безопасности;